
Пока мы гадаем, будет ли оно, это глобальное потепление, и какие за собой катаклизмы повлечет, наиболее ответственные ученые составляют карты возможного эпидемического заражения – по всем правилам военного искусства, с направлениями "главного удара" и носителями инфекции - комарами, сусликами и даже блохами. Птичий грипп по сравнению с надвигающейся катастрофой - детский лепет.
Недавно составлен специальный буклет, который называется "Новая угроза". Он был подготовлен ведущими медиками и эпидемиологами России для Всемирной организации здравоохранения. К проблемам глобального потепления ученое сообщество относится крайне осторожно.
За последние 20 лет оно развивается в три раза быстрее, чем за столетие. К тому же общая картина весьма пестрая. В тропиках температура почти не меняется. Зато в Восточной Сибири, Приамурье и Приморском крае повысилась на 3,5, к середине XXI века потепление на 3-4 ожидается в Западной Сибири, на 2-3 - на севере европейской части России.
В цивилизованных странах, где сани готовят летом, проблема изменения климата увязывается не только с возможными техногенными катастрофами, но и с прогнозами по здоровью населения. У нас эти процессы до недавнего времени вызывали улыбку, а сами исследования считались чуть ли не паранаукой. Однако постепенно происходит осознание угрозы. Тем более что последние события - геморрагическая лихорадка, атипичная пневмония, птичий грипп, таинственные вирусные заболевания - все больше напоминают войну природы с человеком.
Ученые с тревогой говорят о том, что тропические болезни продвигаются на Север. Не так давно в районе Волгограда была зафиксирована сильнейшая вспышка лихорадки Западного Нила. Наука пока не может ответить на все вопросы, в ней, как известно, нет широкой столбовой дороги. Для получения достоверных результатов необходимы очень длительные стационарные исследования. Часто перед нами стоит вопрос, ответить на который мы сумеем не сегодня и не завтра, а лет, может, через 10.
Тем не менее, факты уже налицо: составлена карта с конкретными обозначениями всяких очагов заражения, и один другого страшнее: лихорадка Крым-Конго, омская лихорадка... Например, нашествие кровососущих насекомых ожидается на юге, в Волгограде, Астрахани и не только. Уже сегодня в некоторых северных регионах страны наблюдается активное заболачивание почв, подтопление населенных пунктов. Там мелкие водоемы, образующиеся из-за потепления климата, заселяют личинки комаров, до 70 процентов из них являются малярийными.
Зона инфекций, подобных лихорадке Западного Нила, смещается к северу. Если в 1995 году его граница проходила по Курской, Тамбовской, Саратовской и Оренбургской областям, то уже сейчас - по Орловской, Липецкой, Ульяновской областям, Республике Татарстан. Таковы реалии. Ожидается, что с эволюцией экосистемы в стране возникнут новые заболевания и активизируются старые, давно забытые: скажем, чума или холера. Со "сдвигом карты" южные инфекции накроют собой северные территории - где нет опыта в борьбе с новыми болезнями.
Так, для выяснения природы "Западного Нила" в 1999 году в Волгограде потребовалось подключение специалистов Института вирусологии РАМН и ЦНИИ эпидемиологии Минздравсоцразвития России. К тому же коренные жители, постоянно проживающие на своей земле, обычно адаптируются к местным инфекциям. Скажем, в очагах клещевого энцефалита существует определенная культура поведения в лесу. Там, где эта болезнь пока не отмечена, соответственно, нет и такой культуры.
Случаи клещевого энцефалита уже отмечены в московском регионе. К сожалению, мы еще плохо знаем биологию возбудителей: блох, клещей, комаров. Что с ними происходит, когда меняется среда обитания, температурный режим? Скорее всего, потепление влияет на расширение зоны клеща. Думается, это только начало. Чем больше люди ходят в лес, чем активнее там возводятся постройки, тем, соответственно, чаще контактируют с клещевым энцефалитом. Этот вирус передается человеку иксодовыми клещами.
Сильная жара в этом году привела к невероятной активности лесных клещей. Только в Хабаровском крае за помощью к медикам обратилось более 1300 человек. Потепление климата, вероятно, будет смещать границы обитания таежного клеща на север. Отдельный раздел в "Угрозах" отведен особо опасным инфекциям от грызунов и даже блох. Многим кажется, что эти зловредные насекомые давно ушли из современной жизни, однако они чрезвычайно хорошо выживают при всяких стихийных бедствиях. Так, в Москве более-менее успешно ведется борьба с крысами, а вот одолеть блох эпидемиологи не в состоянии, ими буквально кишат подвалы и первые этажи старых и заброшенных помещений.
Общественное сознание особенно "тряхнула" безумная жара в Париже, Лондоне, в других европейских городах два года назад. Она принесла такое количество жертв, что их нельзя списать на случайные всплески: 14 тыс. смертей только в Париже. И не надо думать, что потепление обходит Россию десятой дорогой. По прогнозам климатологов, уже состоявшееся и грядущее потепление в основном затронет наши северные территории: Сибирь и приарктические регионы.
Начинаются очень сложные, можно сказать, интимные процессы, которые раскручиваются, как цепная реакция. Идет подтаивание вечной мерзлоты, образуется болото, и выделяется метан, что приводит к еще большему нагреву почвы... Возникает
сложнейший механизм, который математической формулой не опишешь. Лучшие умы мира - знаменитые университеты Джона Хопкинса и Гарвардский в США, Лондонская школа тропической медицины - бьются над сценариями климатических изменений и пока не могут их создать.
Настораживающую динамику демонстрируют т.н. клещевые инфекции: клещевой энцефалит, боррелиоз, крымская и омская геморрагические лихорадки.
Клещевой энцефалит поражает центральную нервную систему. С 1998 по 2007 год уровень заболеваемости в стране увеличился в 7 раз, расширение инфекции происходит за счет Северо-Западного и Поволжского регионов.
Сегодня клещевой энцефалит регистрируется в европейской части России, где его раньше не наблюдали: в Томской области, Удмуртии, Хакасии, на Алтае, в Уральском регионе.
При клещевом боррелиозе поражаются кожа, нервная система, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, глаза, печень, селезенка и пр. Эта заболеваемость за последние годы возросла в 4 раза, в год регистрируется 7-8 тыс. новых случаев.
Однако особую опасность в связи с возможным изменением климата представляет крымская геморрагическая лихорадка. Ее описание встречается еще в трудах таджикского врача XII века Абу-Ибрахима Джурджаши. В узбекской народной медицине оно именуется как каракалак - черная смерть.
Даже в настоящее время летальность этого заболевания колеблется в пределах от 2 до 50%. Если прежде крымская лихорадка была отмечена только в Ставропольском крае и Ростовской области, то в последующие годы она стала дрейфовать на Дагестан, Калмыкию, Астраханскую и Волгоградскую области. В 2001 году ею заболели 59 человек, в 2002-м - 97, шесть человек умерли.

За последние 10 лет заболеваемость малярией в России выросла в 6 раз. С 1997 по 2001 год она все чаще дает о себе знать и в Москве. За это время в столице зарегистрировано 728 случаев малярии, два из них - с летальным исходом. Недавно в волжской рыбе обнаружен малоизученный червь, вызывающий у человека новую форму болезни - «melissia attania». В прежние времена было известно лишь три формы гельминтоза — печеночная, кишечная и легочная. А новый гельминт проникает в человеческий организм оральным путем через рыбу и потом по кровеносной системе попадает в кожу, которая становится новым и вполне комфортабельным домом для этого паразита. В результате где-нибудь в подмышечной или какой другой впадине образуется небольшой бугорок с торчащими из него волосками, который вызывает постоянный зуд.
Первой жертвой этого гельминта стала девушка по имени Татьяна, большая любительница пива с вяленой рыбой. Судя по всему, эта традиционная закуска, приготовленная кустарным способом, и стала причиной появления в теле человека постоянно зудящего новосела. Скорее всего, технология приготовления рыбы была нарушена, и червяк, живущий в ней, остался невредимым.
Сегодня этим гельминтом, как установили московские ученые, поражено практически все рыбье стадо семейства карповых, обитающее в низовьях Волги. Акватория Среднего Поволжья для него, по данным ученых, холодновата. Но, увы, исследования последних лет показывают, что та или иная живность, которая вчера квартировала лишь в теплых водоемах, сегодня не только неожиданно появляется в куда более северных, но и прекрасно себя в них чувствует. Причем, к сожалению, относится это только к тем представителям фауны, от которых нельзя ждать ничего хорошего. Полезные же водные обитатели куда более консервативны и не только не собираются мигрировать, но и сокращают свою численность даже в родных пенатах.
Так что в самом ближайшем будущем вполне можно ожидать того, что и наша местная рыба окажется зараженной этим паразитом. Пиво с традиционной воблой или чехонью окажется не менее рискованным увлечением, чем секс без презерватива. Впрочем, для достижения этого сами люди делают все возможное и невозможное. Ведь именно их трудами великая русская река превратилась в каскад замкнутых прудов, вода в которых содержит не только практически все элементы периодической таблицы Менделеева, но и все микробы и бактерии, вызывающие как уже известные, так и пока еще неведомые болезни.
Научное Общество Натуральной Медицины